МинПромЭнерго КР рассмотрев обращение Керимбаева М.М. от имени сообщества энтузиастов авиационной робототехники по опытно-конструкторским работам по изделию "АМДП "Шахид-1", сообщает следующее. В настоящее время для устранения неисправностей, проведения облета и осмотра, для тепловизионного контроля, проведения ремонтных работ на высоковольтных воздушных линиях электропередач находящихся в труднодоступных горных местностях, где применение обычных транспортных средств не возможно применяются летательные аппараты управляемые пилотом - вертолет. Данные работы проводит ОАО "НЭС Кыргызстана" - энергетическая компания передающая электроэнергию по высоковольтным линиям электропередач. При проведении вышеуказанных работ, вертолетами ведомств обороны и чрезвычайных ситуаций производится перевозка и доставка необходимых энергооборудований, инструментов и ремперсонала на место проведения работ. Такие работы проводятся при плановом осмотре и обслуживании линий электропередач при подготовке к осенне-зимним периодам, при возникновении аварийных ситуаций на ЛЭП в зимних погодных условиях с целью устранения дефектов и мест повреждений. Без практического применения БПЛА в других отраслях трудно представить потенциальные возможности применения описываемого БПЛА при эксплуатации ЛЭП. Так как все вышеуказанные работы до настоящего времени проводились с помощью вертолета и с обязательым участием человека (ремперсонал) и соответственно пилотом. При этом перевозимый груз в виде: ремперсонала, инструментов, необходимых электрооборудований и других составляющих; а также, сложность управления вертолетом в горных местностях, и при учете фактора проведения этих работ в суровых зимних погодных условиях порождают сомнения в целесообразности проведения таких работ с помощью БПЛА предлагаемого типа. Оценить применимость БПЛА можно только после его летных практических испытаний. На основании вышезложенного сообщаем, что в бюджете ОАО "НЭС Кыргызстана" на 2012 год не заложены статьи расходов на разработку БПЛА, а также учитывая большую массу перевозимого груза, неустойчивости радиоуправления в горной местности, сложных зимних метеоусловий, неустойчивость аппарата к сильному ветру, применение данного аппарата в области эксплуатации ЛЭП не представляется возможным.