Уважаемый господин Мы, группа неформалов-энтузиастов безэкипажного воздухоплавания, в лице ее представителя Керимбаева М.М. получили письменный ответ : № 03-1/К-130 от 03.04.2012 . Поскольку доводы, приведенные в вышеуказанном письменном ответе являются, по нашему мнению, ошибочными, мы решили сообщить вам следующее . --(1)-- Мотодельтпланы(МДП), управляемые летчиками, уже давно и успешно применяются для периодического(но нечастого) оперативного мониторинга различных магистралей, ЛЭП, каналов и т.д. При этом, их потолок достигает 7000 метров. Так что ваш довод о некой "особости" горной местности выглядит несколько необычным. Особенно, если учесть, что для непрерывного мониторинга земли,океана и атмосферы в Арктике (где дуют ветры неменьшей силы и еще более непостоянного направления) применяются беспилотные аэростаты и мотопарапланы. Применять для частого оперативного мониторинга пилотируемый МДП весьма нерационально, так как летчик не сможет долго выдержать на сильном холоде и ветре, и кроме того, МДП сможет набрать заметно большую высоту без весовой нагрузки в виде летчика. МДП, управляемые летчиками, успешно применяются для обработки высокогорных пастбищ(уничтожение личинок саранчи), так что, без "балласта" в виде летчика и химикатов, беспилотные МДП запросто смогут долетать хоть до вершины горы Джомолунгма(Эверест). --(2)-- При выполнении задач типа периодического мониторинга, совсем нет необходимости в дистанционном радиоуправлении беспилотным летательным аппаратом(БПЛА). К такому выводу пришли эксплуатанты БПЛА в различных странах. Хотя, если потребуется, то мы готовы изготовить версию нашего "Шахид-1" с дополнительным спутниковым цифровым радиомодемом. Спутниковый цифровой радиомодем обеспечит приемлемое качество удаленного управления в горной местности, т.к. ему все равно где он летает(сигнал то он получает/передает сверху/на_верх). Вообще, заметим, что радиоуправление - это вчерашний день. Радиоуправление, по-сути является атавизмом, оставшимся с домикропроцессорной эпохи, когда большинство крылатых ракет высокой точности выполнялись с радиоуправлением(и даже некоторые межконтинентальные баллистические ракеты - первые версии Р-7), так как просто не имелось средств для создания компактных блоков автоматического управления и навигации. --(3)-- Использование пилотируемого вертолета для мониторинга - это прямой путь на скамью подсудимых(шутка). Ведь МДП потребляет не более 10 литров горючего на час полета, а вертолет жрет на порядок больше. Интересно, чтобы подумал товарищ Сталин(шутка). Также надо учесть, что вертолет, сам по себе, - дорогая машина, и летчик тоже стоит недешево(если геликоптер с экипажем грохнется в горах, то выговором не отделаешься - шутка). --(4)-- Беспилотный МДП может перевозить от 100 до 300 килограмм груза, поднимаясь на высоту до 7000 метров, в зависимости от мощности мотора. Ориентировочно, беспилотный МДП, с мотором мощностью 70 л.с. , доставит груз массой 200 кг на высоту 4000 м , а груз массой 50 кг доставит на высоту 7000 м . --(5)-- Ваше Министерство называется "Министерство Промышленности и Энергетики". Есть ли в нашей стране машиностроение и приборостроение? Или вышеуказанные отрасли не относятся к промышленности? Можно ли производить БПЛА в нашей стране? Есть ли потребность в БПЛА на внутреннем рынке? Есть ли потребность в БПЛА на внешнем рынке? Мы понимаем, что сейчас не совок с его плановой административно-командной экономикой, и мы готовы конкурировать с кем угодно, но где наши конкуренты? --(6)-- Разумеется, у нас страна чудес, в которой Бусурманкулу Табалдыеву легче клянчить БПЛА у вежливых американцев. Кстати, в 2007 году, я самолично предлагал Табалдыеву, на "Дастане", начать разработку БПЛА для последующей продажи на внутреннем и внешнем рынке. Табалдыев счел мое предложение авантюрным. Спустя пять лет, его то ли однофамилец, то ли родственник клянчит БПЛА... :) ... кому-то проще выпросить, а кому-то интереснее спроектировать ... тот Табалдыев с "Дастана" был то ли финансистом, то ли экономистом (потом, вроде, Бакиев его выкинул с "Дастана", - его сменил, если не подводит память, матерый депутат-"производственник" ... :) ... ). --(7)-- В письменном ответе, полученном нами, сказано, что на проект, подобный нашему нет средств (по крайней мере на этот год). Нам это что-то напоминает : см. ответ из МО КР в 2011 году. Складывается впечатление, что бюрократия Кыргызстана неплохо освоила простейшие футбольные приемы... Вообще-то, БПЛА интенсивно внедряются по всему миру в различных отраслях и ведомствах. Но видимо чиновники Кыргызстана обладают здоровым консерватизмом. Разумеется, что выделение бюджетных ресурсов - компетенция госвласти, а раз БПЛА объектино нужны почти всем ведомствам и отраслям страны, то разумно заниматься ими некоторому межведомственному комитету, или начальникам над многими ведомствами, то есть премьеру и президенту. Таким начальником является г-н Атанбаев, мы обращались к нему еще до того как он пересел из одного кресла в другое... Остается только вспомнить, что Максим Бакиев собирался закупать БПЛА у китайской фирмы... Потом, вроде русские собирались продавать БПЛА... При Бакиеве, по слухам, откаты при госзакупках в секторе энергетики составляли 50 % ... но хотя бы что-то пытались делать (Максим Бакиев и его проект закупки БПЛА в КНР) . Резюмируя вышесказанное, мы полагаем, что доводы в письменном ответе № 03-1/К-130 от 03.04.2012 ошибочны и надуманны. Просим инициировать выделение нашему сообществу необходимых ресурсов для создания (точнее для завершения создания) нами БПЛА для различных потребителей.